С древних времен лишь два вида птиц в Англии окружены особым вниманием – мудрые и выносливые черные вороны и грациозные белые лебеди. Такой любовью и уважением они пользуются неспроста, ведь предание гласит: «Стоять Британскому королевству нерушимо, пока в Тауэре гнездятся вороны, а Лондону процветать, пока по Темзе плывут лебеди».
Однако если вороны — это исконные обитатели туманного Альбиона, то лебеди здесь не жили. Их завезли с Кипра приблизительно в XII или XIII веке. Согласно легенде английский король, возвращавшийся из крестового похода, вынужден был сделать остановку на Кипре. Сердце короля оказалось завоеванным прекрасной кипрской принцессой. И все было бы хорошо, даже отец красавицы дал согласие на брак, однако заупрямилась сама принцесса, наотрез отказавшись ехать в неведомую Англию. Она подарила королю двух белоснежных лебедей со словами: «Если любишь — останься со мной на острове, и мы будем счастливы, как бывает счастлива лебединая пара. Если же ты предпочел мне родину, то возьми с собой этих двух птиц, и пусть они не дадут тебе забыть о нашей любви». Король отплыл к родным берегам, а благородные птицы попали в Англию.
С тех пор лебеди находятся под личной опекой монарха, который с XIII века имеет почетное звание «властелин лебедей». Согласно средневековым летописным источникам лебедь был деликатесом даже на королевском столе, охота на белоснежных птиц очень редким развлечением, а привилегия владеть лебедем даровалась частному лицу как высочайшая королевская милость.
Все неокольцованные лебеди, живущие на Темзе и ее притоках, принадлежат британскому монарху. В XV веке королева Елизавета I также даровала право охраны лебедей двум старинным цехам лондонского Сити — ливрейной компании красильщиков Dyers и ливрейной компании виноделов Vinters.
Ежегодно в третью неделю июля происходит swan upping – красочная церемония подсчета и кольцевания лебедей. Лебединая перепись длится пять дней, в течение которых низкие лодки-ялики поднимаются вверх по Темзе, встречая на своем пути десятки птичьих семей.
При королевском дворе существует специальная должность переписчика лебедей. С 1993 года ее занимает Дэвид Барбер, который также является профессором орнитологии Оксфордского университета. Во время церемонии он, его помощники, а также виноделы с красильщиками одеты в традиционную алую форму, а лодки украшены флагами с гербами королевского двора и самих гильдий.
Лебеди, пойманные представителем королевского двора, выпускаются обратно без кольцевания. Представители же ливрейных компаний надевают на лапки своим птицам собственные кольца: красильщики – одно, а виноделы – два. Маленьким лебедятам ставят на перепонку специальную клипсу, так как они еще слишком малы, чтобы их окольцовывать.
С подсчетом лебедей на Темзе связана одна интересная традиция. Проплывая по реке мимо Виндзорского замка, резиденции королевы, переписчики встают в яликах и салютуют поднятыми веслами со словами «Ее Величество Королева, владелица лебедей».
Яркое мероприятие притягивает множество зрителей. Однако это не только захватывающее зрелище, но и очень трудоемкий процесс. Каждую птицу нужно осмотреть на предмет болезней, взвесить и измерить, и порой сделать это очень нелегко. В акватории Темзы обитают лебеди-шипуны, этот вид отличает большой размер – средний вес взрослого шипуна достигает 15 килограммов, а размах крыльев почти 2,5 метра.
Сегодня проведение переписи лебедей – это в первую очередь природоохранный и образовательный процесс, который позволяет следить за популяцией птиц. Интересно, что в 2009 году на церемонии присутствовала сама королева Елизавета II. Это был первый случай, когда британский монарх лично пожелал участвовать в маркировке лебедей. А в 2012 году перепись впервые за многовековую историю была отменена из-за высокого уровня воды на реке, вызванного проливными дождями.
Фото: https://zik.ua/ru
© Наталья Семичева. Все права защищены. Копирование данного материала разрешено только с указанием ссылки на источник.